Интервью с Александром Смирновым (Inkscaper).

На наши вопросы отвечает Александр Смирнов (Inkscaper), участник команды Fedora Design Team из Петербурга.

mama-sun: Когда и с чего все началось? Почему именно Fedora? Как ты попал в проект?

АС: В 2008 году возникло желание поучаствовать в каком-нибудь открытом проекте. До этого я ничем подобным не занимался, но открытое ПО использовал достаточно давно на уровне ознакомления, проб, экспериментов.

Оценив уровень того, что я на тот момент мог делать и в чем имел определенный опыт, решил попробовать участвовать в одном из Linux-проектов в качестве дизайнера. Выбор пал на Fedora Project. Во-первых, я достаточно давно был знаком c дистрибутивом Fedora, с времен первой версии и даже ранее (первый Linux, который я увидел и установил был RedHat Linux 5.1 (Manhattan)). Во-вторых, проект показался наиболее открытым, полноценным и понятным (лично мне).

Ознакомившись с процессом приема в проект, я выполнил необходимые условия и действия (с тех пор процесс немного изменился технологически, но суть осталась той же) и стал участником проекта в качестве дизайнера.

mama-sun: Расскажи, чем занимается Fedora Art Team. Как выглядит рабочий процесс? Какие средства/ресурсы/сервисы инфраструктуры используются для общения в рамках рабочего процесса?

АС: С 2009 года Fedora Art Team переименована Fedora Design Team (название более полно отражает все то, чем мы занимаемся).

Главной задачей Fedora Design Team является создание графического оформления (Artwork - обои, баннеры, иконки и т. д.) и дизайна (Design - веб-страниц, программ и т. д.) для участников Fedora Project. Создание графического оформления для разрабатываемой версии дистрибутива (release artwork) включает в себя: обои, баннеры для сайта, оформление дисков и конвертов для них, плакатов. Создание обучающих материалов и популяризация открытого графического программного обеспечения. Консультации участников проекта в области дизайна и графики (правомерность и правильность использования ...).
Рабочий процесс при создании графического оформления для разрабатываемой версии дистрибутива (release artwork) строится исходя из сроков плана текущей версии (пример для 18-ой версии здесь). Вначале обсуждается концепция создаваемой графики исходя из названия версии (Fedora Release Name). Далее предлагаются варианты обоев и на основании их строится вся остальная работа по плану.
В рамках рабочего процесса используется список рассылки, вики, система тикетов, артбоард (новый инструмент для размещения графических работ), чат (IRC) — это инструменты используемые достаточно часто, но поиски новых продолжаются постоянно ...

mama-sun: Чем занимаешься в проекте ты? Как ты пришел к этому (ведь ты же не сразу делал все это и в таком объеме)?

АС:Я в основном занимался созданием графического оформления для разрабатываемой версии дистрибутива (release artwork). В первую очередь релиз-баннерами для сайта - это такие баннеры размером 200х100 пикселов, которые выпускаются для каждой финальной и промежуточных версий (альфа, бета) а также баннер-счетчик, который размещается на сайте примерно за месяц до выхода финальной версии. В сумме этих баннеров я намастерил 20 штук для шести версий. Так же для пяти версий я делал оформление конвертов для дисков, которые распространяются на разных мероприятиях сообщества. Пару плакатов. Ну и графика, входящая непосредственно в дистрибутив, обои в 17-ой версии и загрузчик в 14-ой.

Началось все с двух баннеров для 12-ой версии. В 13-ой версии я попробовал сделать еще и диски ... в 16-ой прибавился плакат. В 17-ой я сделал обои (на базе которых обычно строится весь остальной артворк), ну и все остальное (так получилось, хотя изначально в планах этого не было). Мною постоянно двигало желание попробовать сделать что-то новое, а с учетом предыдущих наработок получалось все больше и больше. На самом деле всё, что я делал, содержит массу элементов, сделанных другими участниками команды, плюс идеи, советы и т. д. Так что всё это и есть работа Fedora Design Team.

mama-sun: Какие программы ты используешь для работы (что и для чего конкретно)? Приходится ли использовать проприетарное ПО? Есть ли какие-то возможности, которых тебе не хватает для работы в открытом ПО? Бывают ли проблемы?

АС: Основной программой для меня является Inkscape (векторная графика): я использовал её практически во всех своих работах. Когда не хватает возможностей Inkscape, использую GIMP (растровая графика). Я думаю, что связка Inkscape + GIMP используется наиболее часто всеми участниками команды. Для окончательного оформления дисков и конвертов используется Scribus (издательская система).

В своих работах я использовал только открытое ПО. Этого вполне хватает для выполнения того, что я делал в рамках проекта. Я думаю, что наш собственный пример очень важен именно в рамках открытого проекта, каким является Fedora Project.

Проблемы иногда возникают, в основном они связаны с некоторыми патентованными технологиями, например Pantone(r), поддержки которого нет "из коробки" в Scribus, но их можно решить, затратив некоторое дополнительное время.

mama-sun: С кем из активных участников из других стран тебе приходится общаться? Кого бы ты хотел отметить (рассказать о них российскому сообществу)? За что они отвечают и чем занимаются? Есть ли другие участники из России в Art Team?

АС: Máirín Duffy (США), Martin Sourada (Чехия), Ryan Lerch (Австралия), María Leandro (Венесуэла), Sirko Kemter (Германия), Onyeibo Oku (Нигерия) ... У нас большая и дружная команда — представители всех регионов нашей планеты. На данный момент в команду принято более 40 человек. Это не значит, что все они одновременно участвуют в работе команды, но мы всегда имеем человек 7-10 участвующих в разработке наших графических работ. Особенность сообщества в коллективном творчестве. Я всегда, когда выполнял какую-то работу, старался прислушиваться к мнению других участников команды, использовать их советы, идеи, наработки ... У других участников команды происходит примерно так-же.

Из всех я бы особенно хотел выделить Máirín Duffy — лидера команды c момента её основания (еще Fedora Artwork Team). Mairin сотрудник Red Hat, на данный момент она работает в Fedora Engeneering Team (подразделении, занимающимся Fedora на постоянной основе). Я думаю, что это главный человек в команде не только формально, но и на деле. Еще хотелось бы отметить Paul W. Frields, с 2008 по 2010 он был Fedora Project Leader (FPL). Он часто помогает советами и идеями. Последняя точка в обсуждении обоев для 17-ой версии была поставлена именно им.

Конкретных обязанностей в команде нет, каждый старается заниматься тем, что у него лучше получается. Исключение, пожалуй, составляют Máirín Duffy и Ryan Lerch, как сотрудники Fedora Engeneering Team они в любое время готовы подстраховать других участников команды.

Из россиян в команде Миша Шнурапет, известный больше как координатор российской команды переводчиков.

mama-sun: Что тебе дает участие в проекте? Что на твой взгляд может привлечь новых участников?

АС: Я получаю удовольствие от выполненной работы. Особенно когда это нравится ещё кому-нибудь. Мною всегда двигал в первую очередь интерес.

По возможности, необходимо больше освещать жизнь внутри сообщества, рассказывать об участниках проекта, свободном программном обеспечении и т. д. Я рад что в последнее время в рамках российского сообщества ведется правильная работа в этом направлении (много новостей, информации ...)

mama-sun: Что нужно, чтобы присоединиться к проекту? Куда обращаться и что делать?

АС: Желание, умение, знание английского языка (более-менее среднее, для большинства членов команды английский язык не является основным).

Процедура присоединения описана здесь.

Кратко стандартная процедура следующая:
  1. Подписаться на список рассылки Fedora Design Team и представиться в нем (небольшая информация о себе, естественно на английском).
  2. Получить учетную запись.
  3. Войти в систему учетных записей.
  4. Принять условия лицензии и присоединиться к группе.
  5. Выполнить один из открытых тикетов в Fedora Design Team Tiket System.
  6. Написать в список рассылки с просьбой оценить вашу работу...
Если возникнут какие-то трудности, в списке рассылки всегда помогут и направят в нужное русло.
Данная процедура используется для оценки навыков выполнения графических работ, и в случае успеха это будет первая работа в рамках Fedora Design Team.

mama-sun: Чем ты занимаешься в жизни? Как много времени ты тратишь на Fedora? Как получается совмещать Fedora и остальную деятельность?

АС: Вне рамок проекта я занимаюсь графикой ... инженерной (САПР). Раньше в качестве создателя, сейчас больше как человек, помогающий решать разные проблемы связанные с её созданием. Ну и всем что её окружает: разными информационными системами, программами для создания графического дизайна, веб-дизайна, &mdashl; в общем, всем понемногу ...

По поводу времени трудно сказать однозначно. Иногда получается совсем немного, минут 15-30 в день. Какие-то работы приходилось делать по нескольку часов на протяжении нескольких дней. Всё зависит от конкретной работы.

Стараюсь постоянно использовать технологии, используемые в проекте, вне его и, соответственно, наоборот. В проекте я сразу сосредоточился на определенном направлении (дизайне), это позволило найти необходимое время для проекта. Возможно, другие направления тоже очень интересны, но времени на всё, к сожалению, не хватает.

mama-sun: Какие крупные на твой взгляд изменения или события произошли в Fedora (во всем проекте или в рамках Art Team) за время твоего участия?

АС: В первую очередь это расширение используемых инструментов (сервисов): Fedora Design Team Ticket System, Artboard, IRC и т. д. В дальнейшем планируется расширить этот список.

mama-sun: Как ты считаешь, существует ли какая-то специфика у российского сообщества Fedora (может быть какое-то типичное поведение российских участников, типичные ошибки или, наоборот, преимущества, etc)?

АС: Я считаю, что мы являемся равноправной частью сообщества Fedora и не замечаю большой разницы (там столько всего ...).